15/01/2014 ЗАПРОС ОАО "НЭС КЫРГЫЗСТАНА" НА ВЫРАЖЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ) по Проекту “Улучшение электроснабжения Аркинского массива Баткенской области”.
Подробнее:Алмазбека Атамбаева с Днем энергетика Кыргызской Республики
Подробнее:Поздравление Премьер-министра Кыргызской Республики Дж. Оторбаева с Днем энергетика и 80-летним юбилеем со дня образования энергетической системы Кыргызской Республики
Подробнее:Поздравительное обращение Министра энергетики и промышленности Кыргызской Республики
Подробнее:
Приемная: тел. +996 (312) 66-10-01, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Пресс-служба: тел. +996 (312) 67-03-35, +996 (312) 66-17-68, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Рысбеков Алтынбек Дурусбекович |
Генеральный директор |
+996 (312) 661-001
|
Бердиев Асхат Кабылович |
1-й заместитель генерального директора |
+996 (312) 661-002
|
Шадыканов Талантбек Джумалиевич |
Заместитель генерального директора
|
+996 (312) 661-004 |
Сыдыгалиев Ильгиз Манатбекович |
Заместитель генерального директора
|
+996 (312) 661-005 |
Осмонов Нурдин Кубатович |
Заместитель генерального директора
|
+996 (312) 670-740 |
|
Подробнее:
Руководство работой компании осуществляется выборными органами управления:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 7 июля 1998 года N 88
Об энергосбережении
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 15 июня 2013 года N 96, 30 июля 2013 года N 175, 18 июля 2014 года N 144, 6 июля 2016 года N 99)
Глава I
Общие положения
Настоящий Закон устанавливает правовые нормы осуществления государственной политики повышения эффективности использования энергии, а также правовые нормы создания и функционирования институциональных, экономических и информационных механизмов реализации этой политики.
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются создание условий для повышения эффективности использования при добыче, производстве, переработке, передаче (транспортировке), хранении, распределении и потреблении (преобразовании) топливно-энергетических ресурсов, защита интересов потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов за счет регулирования отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а также между государством и юридическими и физическими лицами в области энергосбережения.
Статья 2. Определения терминов
В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующее значение:
повышение эффективности энергопотребления - деятельность, направленная на сохранение единицы продукции (товаров или услуг) не снижая качества и выхода количества продукции, сокращения количества энергии, необходимого для этой продукции;
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов, сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии, и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
энергетический паспорт - технический документ, отражающий нормативное и фактическое состояние энергетического хозяйства предприятий, независимо от форм собственности;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами, различными нормативными правовыми актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
потери энергетических ресурсов - разница между подведенным и полезно используемым количеством энергетических ресурсов;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, воды, тепла земли, естественного движения водных потоков;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
энергосберегающие технологии, оборудование и материалы - технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем;
субъекты в области энергосбережения - юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с добычей, переработкой, транспортировкой, производством, хранением и осуществляющие деятельность, направленную на повышение эффективности и экономии по использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов, энергетических ресурсов в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики об энергосбережении
Законодательство Кыргызской Республики об энергосбережении состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов , а также международных договоров, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 4. Область применения настоящего Закона
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной:
- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- на осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- на развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- на создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- на обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;
- на информационное обеспечение по энергосбережению, использованию новых источников энергии и видов топлива, средств измерения, регулирования и контроль за расходованием энергетических ресурсов;
- на осуществление технического нормирования и метрологического обеспечения объектов энергоснабжения.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 30 июля 2013 года N 175)
Глава II
Основы государственного управления энергосбережением
Статья 5. Основные принципы государственной политики в области эффективного использования энергии
Государственная энергосберегающая политика обеспечивается посредством:
создания государством экономических и правовых условий заинтересованности юридических и физических лиц в энергосбережении на основе сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов, в том числе с помощью стимулирования производства и применения техники и технологий, повышающих эффективность использования энергетических ресурсов, приборов учета и контроля за расходом энергетических ресурсов;
разработки и реализации государственных проектов и программ энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, альтернативных видов топлива и вторичных энергетических ресурсов, а также государственных проектов и программ по обеспечению в процессе использования топливно-энергетических ресурсов безопасности жизни и здоровью населения и окружающей среды;
реализации демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
реализации экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения;
создания и использования различных видов единых программ по учету производства и расхода энергетических ресурсов;
международного сотрудничества в области повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в осуществлении государственной политики по энергосбережению
Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере энергосбережения включают:
- проведение единой государственной политики в области энергосбережения;
- определение структуры государственной системы энергосбережения и уполномоченных государственных органов по выработке политики, а также по надзору и контролю в сфере энергосбережения;
- осуществление контроля за реализацией Национальной энергетической программы в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об энергетике" и другими принятыми нормативными правовыми актами;
- принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов в сфере энергосбережения;
- утверждение региональных и отраслевых программ энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года N 96)
Статья 6-1. Полномочия уполномоченных государственных органов
Полномочия уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере энергосбережения включают:
- создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях повышения эффективности использования топлива и энергии;
- координацию научных исследований и опытно-конструкторских работ по энергосбережению;
- содействие в реализации проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовой технологии, способов управления и научных исследований в этой области, утилизации вторичных энергоресурсов и отходов, а также технологий с использованием энергии солнца, ветра, воды и других источников энергии;
- содействие развитию промышленной базы и производства приборов учета, контроля и управления энергией, энергоэффективных и экологически безопасных энергетических установок, строительных материалов и изделий;
- разработку проектов нормативных правовых актов в сфере энергосбережения;
- координацию разработки региональных и отраслевых программ энергосбережения с последующим их представлением на утверждение в Правительство Кыргызской Республики;
- разработку нормативно-правовых, методических и экономических механизмов энергосбережения и стимулирование использования возобновляемых энергетических ресурсов;
- организацию научных исследований в области энергосбережения;
- участие в международном сотрудничестве.
Полномочия уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере энергосбережения включают:
- организацию и осуществление технического надзора за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов;
- осуществление мероприятий по обеспечению доступа производителей электрической и тепловой энергии в сети энергоснабжающих организаций и соблюдению необходимых технических и иных норм режима работы сетей.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года N 96)
Статья 7. Полномочия местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области энергосбережения
Местные государственные администрации в рамках своих компетенций, органы местного самоуправления в соответствии с делегированными государственными полномочиями:
- реализуют региональные и отраслевые программы энергосбережения в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;
- организуют научные исследования в области энергосбережения;
- координируют деятельность расположенных на их территории физических и юридических лиц по исполнению программ энергосбережения.
Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий отвечают за обеспечение экономичного режима энергопотребления в зданиях, находящихся в их распоряжении, в том числе за счет использования высокоэффективных энергопотребляющих приборов и оборудования.
(В редакции Закона КР от 6 июля 2016 года N 99)
Статья 8. Государственный контроль и надзор за эффективным использованием топлива и энергии
Государственный контроль и надзор за рациональным использованием топлива и энергии осуществляет уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
Объектом государственного контроля и надзора является энергетическое хозяйство, включающее в себя все организации по добыче, переработке, преобразованию, транспортировке, хранению, учету и использованию топлива и энергии, размещенные на территории Кыргызской Республики.
Осуществление государственного контроля и надзора в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Взаимоотношения местных государственных органов и уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере энергосбережения, осуществляющего контроль и надзор в республике за эффективным использованием топлива и энергии, топливно-энергетических ресурсов, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другими нормативными актами.
Органы местного самоуправления и местные государственные администрации создают условия, необходимые для выполнения уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения полномочий, определенных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 15 июня 2013 года N 96)
Статья 9. Энергетические обследования
Энергетические обследования организаций с оформлением энергетического паспорта проводятся в целях оценки эффективности использования топлива и энергии и снижения затрат потребителей на топливо и энергию.
Энергетические обследования организаций являются обязательными, их порядок и периодичность устанавливаются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, и осуществляются уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года N 96)
Статья 10. Энергетическая экспертиза
Государственная экспертиза проводится в целях выявления эффективности использования энергии, организации учета энергии и безопасности энергетического оборудования топливно-энергетического комплекса.
Основными задачами государственной экспертизы энергетической эффективности являются оценка соответствия проектных решений требованиям нормативных документов по стандартизации и других нормативных правовых актов по энергоэффективности, а также определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.
Государственной экспертизе энергетической эффективности подлежат:
- проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения административно-территориальных единиц и населенных пунктов;
- энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) существующих предприятий, зданий, сооружений.
Порядок проведения государственной экспертизы энергетической эффективности устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 11. Учет топлива и энергии
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежит обязательному учету в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Кыргызской Республики.
Ответственность за достоверность сведений о производстве и потреблении энергетических ресурсов возлагается на руководителей организаций.
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и их эффективным использованием организует и проводит уполномоченный орган исполнительной власти по статистике в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики.
Уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергосбережения разрабатывает форму государственной статистической отчетности и по согласованию с компетентным органом в области государственной статистики обеспечивает ведение государственной статистической отчетности об объеме и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования для предприятий и организаций независимо от форм собственности.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 15 июня 2013 года N 96, 30 июля 2013 года N 175)
Глава III
Стандартизация в области энергосбережения
Статья 12. Стандартизация
В нормативные правовые акты, принятые Правительством Кыргызской Республики и регламентирующие вопросы энергопотребляющей продукции, включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно-техническую документацию.
(Часть 3 утратила силу в соответствии с Законом КР от 30 июля 2013 года N 175)
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года N 175)
Статья 13. Объекты и предметы стандартизации
Объектами стандартизации в области эффективного использования энергии являются все виды топлива и энергии, оборудование и продукция, производящие и потребляющие топливо или энергию либо преобразующие один ее вид в другой.
Предметами стандартизации являются номенклатура и значение показателей затрат энергии на производство энергии и продукции, технологические процессы и производство работ.
Статья 14. Государственный контроль и надзор за соблюдением показателей энергоэффективности изготавливаемого и ввозимого оборудования и приборов
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 декабря 2008 года N 269
Статья 15. Нормативы энергопотребления
Нормативы энергопотребления в обязательном порядке включаются в технические паспорта, ремонтные и режимные карты, инструкции по эксплуатации оборудования и продукции. Нормативы удельного расхода энергии на отопление, вентиляцию и кондиционирование зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах и правилах. Нормативы энергопотребления подлежат пересмотру и корректировке с учетом достижений передовых технологий с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.
До введения в действие систем стандартов потребления энергетических ресурсов допускается применение норм и нормативов потерь энергетических ресурсов, устанавливаемых законодательством Кыргызской Республики.
Контроль за соблюдением нормативов потребления топлива и энергии осуществляется уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения.
(В редакции Закона КР от 15 июня 2013 года N 96)
Статья 16. Установление соответствия энергоэффективности продукции
Энергопотребляющая продукция любого назначения должна соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года N 175)
Статья 17. Метрология
При производстве и потреблении энергии, а также при ее сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор.
Государственное метрологическое обеспечение рационального использования энергии предусматривает комплекс мер и нормативных документов, направленных на обеспечение единства измерений при ее производстве и потреблении.
Государственному метрологическому контролю и надзору подлежат объекты, подпадающие под действие норм и правил метрологии.
Глава IV
Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Статья 18. Экономические меры обеспечения энергосбережения
Экономические меры обеспечения энергосбережения предназначены для ориентации управленческой, научно-технической и хозяйственной деятельности организаций на эффективное использование и экономию энергетических ресурсов и включают, в частности:
определение механизма и порядка финансирования энергосберегающих программ и проектов;
применение экономических санкций за расточительное расходование энергетических ресурсов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 19. Финансирование мероприятий и программ по энергосбережению
Энергосберегающие программы, в том числе научные исследования, опытно-конструкторские работы, а также проекты по энергоэффективности, утвержденные Правительством Кыргызской Республики, финансируются за счет собственных и привлеченных средств организаций, участвующих в программах, средств отечественных и иностранных инвесторов, средств республиканского и местных бюджетов, а также средств Фонда энергосбережения и новой энергетической техники и других источников в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Порядок предоставления государственной поддержки программы энергосбережения определяется законодательством Кыргызской Республики.
Статья 20. Фонд энергосбережения и новой энергетической техники
В целях финансовой поддержки государственной политики в области рационального использования энергии Правительством Кыргызской Республики создается внебюджетный Фонд энергосбережения и новой энергетической техники (далее - Фонд энергосбережения).
Специальный Фонд энергосбережения образуется за счет средств, получаемых за счет выполнения программ энергосбережения и за счет отчислений генерирующих, транспортирующих, распределяющих и других энергокомпаний Кыргызской Республики.
Источниками Фонда энергосбережения также могут быть:
добровольные целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
передаваемые Правительством Кыргызской Республики денежные средства, поступаемые от продажи акций компаний энергетической отрасли Кыргызской Республики;
другие поступления, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 21. Направления использования средств Фонда энергосбережения и новой энергетической техники
Средства Фонда энергосбережения используются для:
инвестирования с целью увеличения энергоэффективности и энергосбережения в жилых зданиях, на промышленных предприятиях и в транспортном секторе;
инвестирования с целью увеличения энергоэффективности и энергосбережения при добыче, производстве и транспортировке топлива и энергии;
исследовательской деятельности по энергоэффективности;
организации демонстрационных проектов с целью исследования и проверки новых энергетических технологий или новых организационных решений в энергетическом секторе;
проведения анализа потенциала энергосбережения и выбора приоритетных направлений его использования;
развития научно-технической и производственной базы в целях обеспечения рационального использования топлива и энергии путем финансовой поддержки соответствующих проектов, в первую очередь, в части разработки и производства приборов и технических средств учета, контроля и регулирования расхода топлива и энергии;
разработки нормативно-технической базы энергосбережения;
участия в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения, разработки и внедрения новой техники и технологии;
разработки нормативных и правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере энергосбережения;
проведения смотров-конкурсов по энергосбережению;
проведения семинаров по обмену опытом.
Статья 22. Распорядители Фонда энергосбережения и новой энергетической техники
Функции и порядок распределения средств Фонда энергосбережения определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Статья 23. Стимулирование энергосбережения
Стимулирование повышения эффективности использования энергетических ресурсов осуществляется путем:
- предоставления грантов из Фонда энергосбережения социально значимым проектам, максимальная доля которых в общем объеме финансирования проекта определяется Правительством Кыргызской Республики;
- учета в ценах на энергетические ресурсы затрат на внедрение энергосберегающих мероприятий, в том числе капитальных затрат на энергетические установки с использованием возобновляемых источников, сооружаемые в рамках государственных программ (проектов) по повышению эффективности энергопотребления;
- установления норм амортизации энергосберегающей техники, материалов, приборов учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов, перечень которых устанавливается уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения;
- безвозмездных финансовых, технических и иных вложений или участия субъектов в области энергосбережения в реализации энергосберегающих мероприятий;
- предоставления субсидий на электроэнергию, выработанную из биомассы и с использованием возобновляемых источников.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в сроки от 7 до 8 лет по согласованию с уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения.
При определении тарифов на электрическую и тепловую энергию государственный уполномоченный орган должен учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере энергосбережения и утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 15 июня 2013 года N 96)
Статья 24. Использование возобновляемых источников энергии
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в энергосберегающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети энергоснабжающих организаций, а также на транспортировку энергии через данные сети в количествах и режимах, обеспечивающих наиболее рациональный режим работы сетей и источников централизованного энергоснабжения, согласованных с энергоснабжающими организациями и уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере энергосбережения. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в установленном порядке.
(В редакции Законов КР от 24 декабря 2008 года N 269, 15 июня 2013 года N 96)
Статья 25. Ответственность за неэффективное потребление энергетических ресурсов
За неэффективное использование энергетических ресурсов при добыче, переработке, производстве, транспортировке, хранении, распределении и потреблении, а также изготовление энергетически неэффективного оборудования и материалов, предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Глава V
Осуществление деятельности в области энергосбережения
Статья 26. Субъекты деятельности в области энергосбережения
Субъектами деятельности в области энергосбережения являются организации всех видов собственности и деятельности, производящие и потребляющие энергетические ресурсы.
Все юридические и физические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Для стимулирования процессов развития разведки, добычи, производства, транспортировки, хранения, распределения и потребления энергетических ресурсов настоящим Законом признается роль частных юридических либо физических лиц в энергосбережении и обеспечиваются равные условия.
Глава VI
Международное сотрудничество и инвестиционная деятельность
Статья 27. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие в международных проектах в области энергосбережения.
Глава VII
Пропаганда эффективного использования энергетических ресурсов
Статья 28. Информационное обеспечение энергосбережения
Информационное обеспечение энергосбережения осуществляется путем:
обсуждения национальной и региональных программ в области энергосбережения;
координации работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
организации выставок энергоэффективного оборудования и технологий;
предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения;
пропаганды эффективного использования энергетических ресурсов.
Статья 28-1. Образование и подготовка кадров
Учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров, имеющие право осуществлять образовательную деятельность, в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
(В редакции Закона КР от 24 декабря 2008 года N 269)
Глава VIII
Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об энергосбережении
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики об энергосбережении
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава IX
Заключительные положения
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 24 июля 1998 года N 97-98
Нормативные правовые акты, действующие на территории Кыргызской Республики, до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
12 июня 1998 года |
Подробнее:
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 28 января 1997 года N 8
Об электроэнергетике
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2003 года N 43, 6 декабря 2004 года N 187, 28 декабря 2006 года N 207, 10 августа 2007 года N 146, 16 мая 2008 года N 85, 23 января 2009 года N 14, 10 июня 2011 года N 35, 13 июня 2011 года N 43, 26 июля 2011 года N 146, 30 ноября 2012 года N 188, 15 февраля 2013 года N 20, 24 июня 2013 года N 98, 18 июля 2014 года N 144, 19 июля 2014 года N 145, 20 января 2016 года N 5)
Настоящий Закон основывается на положениях Закона Кыргызской Республики "Об энергетике", других законодательных актов Кыргызской Республики и распространяется на всех юридических лиц независимо от форм собственности, а также физических лиц, которые производят, передают, распределяют, продают и потребляют электрическую и тепловую энергию.
Статья 1. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются обеспечение надежного, безопасного и бесперебойного снабжения электро-, теплоэнергией и улучшение качества предоставляемых услуг всем потребителям, создание конкурентной среды и формирование рынка энергии, поощрение развития частного сектора и привлечение инвестиций.
Статья 2. Определения
В настоящем Законе ниже перечисленные термины имеют следующие значения:
Бытовой абонент - гражданин, использующий энергию по договору энергоснабжения для собственных бытовых нужд;
Бытовой потребитель - физическое лицо, использующее электроэнергию для бытовых нужд в соответствии с условиями контракта;
Выработка электро-, теплоэнергии - производство электро-, теплоэнергии из энергетических ресурсов;
Вырабатывающее электроэнергию предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность, по производству электроэнергии и эксплуатацию электростанций;
Гидроэлектростанция - любая станция для производства электроэнергии посредством использования энергии воды и связанные с таким производством гидротехнические сооружения, оборудование;
Крупные электроэнергетические производственные мощности - гидроэлектростанции, тепловые электрические станции мощностью свыше 30 Мвт;
Магистральная электрическая сеть - электрическая сеть, предназначенная для передачи электрической энергии от производителя к пунктам подключения местных (локальных) сетей;
Малые электроэнергетические производственные мощности - гидроэлектростанции, тепловые электрические станции мощностью от 1 МВт до 30 МВт;
Интегрированное предприятие - любое государственное или частное предприятие, осуществляющее два или более вида деятельности в области производства, передачи, распределения и продажи электро-, теплоэнергии;
Национальная электрическая сеть - система средств передачи электроэнергии высокого напряжения;
Национальная энергосистема - существующий комплекc электростанций, гидроэлектростанций, электрических (в том числе национальная электросеть) и тепловых сетей, связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативное управление, осуществляемое диспетчерской службой;
Объединенные системы - ряд систем передачи и распределения электроэнергии, соединенных посредством одной или более систем;
Электроэнергия для собственных нужд - электроэнергия, вырабатываемая государственным, частным юридическим или физическим лицом для собственного потребления;
Основной потребитель - покупатель электроэнергии из сети высокого напряжения непосредственно у производящего предприятия;
Передача - переток электроэнергии высокого напряжения по электрической сети с целью ее поставки основным потребителям или распределяющим предприятиям;
Передающее электроэнергию предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, передающее электроэнергию между точками поставки производящего эту электроэнергию предприятия и точкой подключения распределяющего предприятия или основным потребителем;
Потребитель, не имеющий выбора - конечный потребитель, которому электроэнергия низкого напряжения, теплоэнергия поставляются единственным распределяющим предприятием;
Распределительная электрическая сеть - электропроводящая сеть, включающая конструкции, оборудование и аппаратуру, служащая для целей распределения электроэнергии и передачи ее в точку подключения;
Распределяющее предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, снабжающее электро-, теплоэнергией потребителей на оговоренной территории;
Сети высокого напряжения - электрические сети и подстанции напряжением 35 кВ и выше;
Типовой контракт на электроснабжение - соглашение с указанием перечня определенных прав и обязанностей между производящим, передающим, распределяющим предприятием и потребителем придерживаться определенных условий при предоставлении или получении электроэнергии и услуг;
Точка подключения - граница собственности между распределяющим электро-, теплоэнергию предприятием и потребителем или между передающим и распределяющим предприятием или основным потребителем;
Точка поставки - граница собственности между производящим и передающим предприятием или передающим и распределяющим электро-, теплоэнергию предприятием или основным потребителем;
Установка - устройство для решения следующих задач: производство, передача, распределение электро-, теплоэнергии, включающее оборудование, сооружения, здания и землю, используемую в связи с ними;
Энергетические услуги - передача, распределение, продажа, хранение (кроме хранения электрической и тепловой энергии) и транспортировка энергоресурсов;
Электроэнергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления, требующий постоянного, непрерывного и качественного поддержания его параметров в заданных пределах;
Электроэнергетическая отрасль - структура, включающая государственные и негосударственные предприятия, вовлеченные в производство, передачу, распределение или продажу электро-, теплоэнергии;
Электростанция - любая станция для производства электро- и теплоэнергии посредством использования всех энергоресурсов;
Электро-, теплоэнергетическое предприятие - любое государственное, частное юридическое или физическое лицо, занятое выработкой, передачей, распределением или продажей электро- или теплоэнергии независимо от их форм собственности;
Хищение электро-, теплоэнергии - самовольное подключение, потребление и поставка электро-, теплоэнергии без соответствующего разрешения;
Уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергетики;
Уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции в сфере обеспечения технической безопасности, надежности и бесперебойности выработки, передачи, распределения и потребления электрической, тепловой энергии и природного газа, а также за эффективностью их использования;
уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ;
расчетный центр - самостоятельная организация, предоставляющая услуги с использованием централизованной информационной аналитической системы по сбору, обработке, проверке достоверности, анализу данных по перетокам и потерям электроэнергии, составлению балансов электроэнергии, выполнению расчетов для всех участников электроэнергетического рынка, а также по осуществлению мониторинга взаиморасчетов между участниками электроэнергетического рынка.
(В редакции Законов КР от 10 августа 2007 года N 146, 23 января 2009 года N 14, 26 июля 2011 года N 146, 30 ноября 2012 года N 188, 15 февраля 2013 года N 20, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145, 20 января 2016 года N 5)
Статья 3. Разделение функций
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Статья 4. Государственное регулирование электроэнергетической отрасли
Государственное регулирование электроэнергетической отрасли осуществляется с целью предоставления электро-, теплоэнергии по экономически обоснованным, социально-приемлемым и недискриминационным ценам на всей территории Кыргызской Республики, а также контроля за обеспечением надежности, безопасности и бесперебойности как при производстве электро-, теплоэнергии, так и при потреблении.
Статья 5. Общие положения о лицензиях
Юридические и физические лица имеют право заниматься следующими видами деятельности на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом по регулированию топливно-энергетического комплекса:
- производство, передача, распределение, продажа, экспорт и импорт электрической энергии (за исключением производства электрической энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства электрической энергии из любых источников энергии для собственного пользования при мощности до 1000 кВт);
- производство, передача, распределение и продажа тепловой энергии (за исключением производства тепловой энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства тепловой энергии из любых источников энергии для собственного пользования).
Формы и сроки лицензий, а также порядок и условия их выдачи электроэнергетическим предприятиям определяются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области лицензирования.
(В редакции Законов КР от 26 февраля 2003 года N 43, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 6. Отзыв, приостановление или изменение условий лицензий
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Статья 7. Пересмотр лицензий
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 февраля 2003 года N 43)
Статья 8. Правила о лицензиях на производство
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 26 февраля 2003 года N 43)
Статья 9. Новые производственные мощности
Строительство крупных электроэнергетических производственных мощностей производится в соответствии с Национальной энергетической программой или отдельным постановлением Правительства Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года N 146)
Статья 10. Гидроэлектростанции
Любая относящаяся к производству гидроэлектроэнергии лицензия должна пройти предварительное исследование относительно возможности использования воды в неэнергетических целях. Результаты этого исследования должны быть доведены до сведения местного органа власти, на территории которого проводится строительство гидроэлектростанции или на территорию которого ею оказывается воздействие.
В любом объявлении о проведении относящегося к гидроэлектростанции тендера на расширение объемов существующих мощностей или сооружение новых объемов мощностей в обязательном порядке приводится краткий отчет о проведении такого исследования и о его результатах.
Все затраты и потери местного населения, возникшие в результате строительства гидроэлектростанции, должны быть включены в смету строительства.
Статья 11. Атомные электростанции
Строительство любой атомной электростанции должно быть санкционировано решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 10 августа 2007 года N 146)
Статья 12. Производство электроэнергии для собственных нужд
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Статья 13. Обслуживание и эксплуатация национальной сети электропередач
(Часть первая утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Владелец лицензии на передачу электроэнергии не обладает каким-либо монопольным правом в отношении секторов или географических районов, кроме как в отношении эксплуатации и руководства передачей электроэнергии.
Владелец лицензии на передачу электроэнергии обязан осуществлять переток электроэнергии экономически эффективным способом, а также эксплуатировать и обслуживать национальную электроэнергетическую сеть и объединенные энергосистемы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и Национальной энергетической программой.
Владелец лицензии на передачу электроэнергии национальной сетью электропередач не вправе ограничивать доступ к национальной сети электропередач или навязывать необоснованные требования к пользующимся национальной сетью или продающим ей электроэнергию. Однако при чрезвычайных обстоятельствах владелец лицензии на передачу электроэнергии национальной сетью электропередач вправе предпринять любые действия, необходимые для обеспечения безопасности людей и объектов, а также для продолжения электроснабжения.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 14. Обязанность распределяющих предприятий
На владельцев лицензий возлагается обязанность обеспечивать электроснабжение всех находящихся на территории их деятельности клиентов, которыми осуществляется запрос на снабжение, в том числе обеспечение электроснабжения клиентов в отдаленных районах.
Распределяющее предприятие обязано в течение шести месяцев за свой счет возместить потребителям материальные затраты по приобретению материалов, установке и ремонту энергооборудования, находящегося на балансе распределяющего предприятия.
Распределяющее предприятие обязано за свой счет возмещать понесенный материальный ущерб потребителям, вызванный отключением электроэнергии без предварительного предупреждения и подачей электроэнергии, не соответствующей требованиям ГОСТа.
Статья 15. Типовой контракт на электроснабжение
(Часть первая утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Типовой контракт на электроснабжение регламентирует права и обязанности распределяющих предприятий и потребителей, а также в обязательном порядке предусматривает обязанности поставщика по компенсации реального ущерба, образовавшегося в результате перебоя электроэнергии и/или отключения потребителя без предупреждения.
Типовые контракты утверждаются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 10 июня 2011 года N 35, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 15-1. Взаимные обязательства субъектов энергоснабжения
1. В случае прерывания поставки электроэнергии (перебоя, отключения электроэнергии) более одного часа в течение одного календарного месяца в нарушение условий контракта, за исключением форс-мажорных обстоятельств, поставщик выплачивает потребителю (абоненту) электроэнергии неустойку, в размере 0,5 расчетного показателя. За каждое последующее прерывание электроэнергии в течение того же календарного месяца размер неустойки увеличивается в 0,5 раза. В случае прерывания поставки электроэнергии (перебоя, отключения электроэнергии) более пяти дней в течение одного календарного месяца поставщик выплачивает потребителю (абоненту) электроэнергии неустойку в размере пяти расчетных показателей. Сумма неустойки засчитывается как оплата за потребление электроэнергии и не включается в тариф.
В случае прерывания поставки электроэнергии юридическим лицам могут быть оговорены иные условия оплаты неустойки в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Факт длительности прерывания поставки электроэнергии, подачи электроэнергии, не соответствующей требованиям ГОСТа, а также возникший при этом материальный ущерб удостоверяются актом, составленным абонентом совместно с представителем электроснабжающей организации или государственного органа по вопросам энергетики. В случае неприбытия представителя электроснабжающей организации или государственного органа по вопросам энергетики в течение шести часов после письменного уведомления абонента акт может быть составлен абонентом совместно с тремя другими потребителями электроэнергии, питающимися от одной с абонентом линии. Иной порядок составления акта юридическими лицами может определяться контрактом (договором).
См.:
постановление Госагентства по энергетике КР от 19 января 2005 года N 2-П (Об утверждении Положения "О порядке учета заявлений о нарушении условий Договора (контракта) при электроснабжении Потребителей электроэнергии и взыскания задолженности за потребленную электроэнергию")
2. Потребитель электроэнергии производит оплату по тарифам, действующим на период потребления, согласно показаниям индивидуального счетчика, один раз в календарный месяц, либо с использованием электронных счетчиков с картой предоплаты, либо путем внесения предварительной оплаты электроэнергии в соответствии с условиями контракта.
При наличии предварительной оплаты потребитель получает электроэнергию по тарифу, действовавшему на момент внесения предварительной оплаты.
Для бытовых потребителей счетчики устанавливаются поставщиком электроэнергии на безвозмездной основе, кроме случаев поломки счетчика потребителем (за исключением заводского брака или некачественной установки).
3. В случае задержки оплаты за предоставленные энергетические услуги, за исключением форс-мажорных обстоятельств, потребитель оплачивает пеню в соответствии с условиями контракта, но не выше 0,5 процентов от суммы задолженности за каждый день просрочки и не выше 100 процентов от суммы основного долга. Электроснабжающая организация не имеет право допускать задолженность по оплате за электроэнергию потребителями (физическими лицами) продолжительностью более трех месяцев. Взыскание сумм задолженности за периоды более трех месяцев производится только в судебном порядке. Поставщик электроэнергии не имеет право отключать потребителя от источника электроэнергии без предупреждения, за исключением форс-мажорных обстоятельств. В случае отключения потребителя без предупреждения, в том числе по причине выхода из строя трансформаторных подстанций, расходы по подключению к источникам электроэнергии должны производиться за счет поставщика.
4. Любое изменение тарифов на электроэнергию должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации не менее чем за месяц до введения новых тарифов.
(В редакции Законов КР от 6 декабря 2004 года N 187, 28 декабря 2006 года N 207, 23 января 2009 года N 14, 10 июня 2011 года N 35, 15 февраля 2013 года N 20)
Статья 16. Соблюдение основных принципов деятельности
Распределяющее предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
поддерживать безопасное, надежное и бесперебойное электроснабжение;
выбирать такие формы управления, которые приводили бы к постоянному повышению производительности и эффективности;
уважать интересы и нужды потребителей, включая вопросы их безопасности;
постоянно повышать качество энергетических услуг, предоставляемых потребителям по справедливым ценам;
безотлагательно принимать меры по жалобам потребителей;
не наносить ущерб окружающей среде.
(В редакции Закона КР от 23 января 2009 года N 14)
Статья 17. Право распределяющих предприятий на прерывание снабжения
Если потребитель не производит оплату в течение срока, оговоренного контрактом на поставку энергии, распределяющее предприятие вправе прервать оказание энергетических услуг в соответствии с условиями и процедурами, установленными в контракте на энергоснабжение, за исключением тех случаев, когда прерывание энергетических услуг угрожает жизни, здоровью или безопасности людей.
Прерывание энергетических услуг на электроснабжение непрерывного процесса на производстве осуществляется в соответствии с условиями и процедурами, предусматривающими завершение технологического цикла выпуска продукции.
Если потребитель, не имеющий выбора, не в состоянии оплатить счета за предоставленные энергетические услуги, его счета могут быть оплачены в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Потребители вправе обратиться с жалобой на распределяющее предприятие в уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики или в суд, если прерывание электро- или теплоснабжения и ухудшение его качества происходит по вине поставщика.
(В редакции Законов от 23 января 2009 года N 14, 24 июня 2013 года N 98)
Статья 18. Продажа электроэнергии
Любым государственным, частным юридическим и физическим лицам, занимающимся импортом, экспортом и продажей электроэнергии, необходимо получить лицензию у уполномоченного государственного органа по регулированию топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 19. Объявление о проведении тендера
Компетентные государственные органы объявляют о проведении тендера на строительство энергетических установок, за исключением крупных электроэнергетических производственных мощностей и участков магистральной электрической сети.
(В редакции Закона КР от 26 июля 2011 года N 146)
Статья 20. Порядок проведения тендера
Порядок проведения тендера, критерии отбора предложений и определения победителя определяются постановлением Правительства Кыргызской Республики и публикуются в официальных печатных органах.
Статья 21. Тарифы
Тарифы устанавливаются в соответствии со следующими принципами:
цены должны отражать полную стоимость производства, передачи и распределения тепловой или электроэнергии, включая затраты на производство и техническое обслуживание, возмещение капитальных затрат, привлечение инвестиций и процентную ставку возврата;
изменение цен не должно вызвать внезапных экономических трудностей у производителей или потребителей;
(абзац четвертый утратил силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
все потребители одинаковой группы с одинаковыми характеристиками потребления, обслуживаемые одним распределяющим предприятием, должны получать равные тарифы и обслуживание;
тарифы для каждой группы потребителей энергии отражают полную стоимость предоставляемых электроэнергии и энергетических услуг;
субсидии из одной группы потребителей в другую запрещены;
тарифы устанавливаются таким образом, чтобы отразить разницу в стоимости предоставляемых электроэнергии и энергетических услуг в разное время года и разное время суток, а также различных видов и качества энергетических услуг или электроэнергии, когда у потребителей будет возможность выбора.
(В редакции Законов КР от 23 января 2009 года N 14, 13 июня 2011 года N 43, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 22. Предоставление электроэнергии и энергетических услуг малообеспеченным потребителям
(Название статьи в редакции Закона КР от 23 января 2009 года N 14)
Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления городов могут предоставлять прямые субсидии исключительно для оплаты за установленное количество энергии, потребленной клиентом, не имеющим выбора и не способным оплатить полную стоимость тепловой или злектроэнергии.
(В редакции Закона КР от 18 июля 2014 года N 144)
Статья 23. Учет, составление счетов и сбор денег
Все распределяющие компании обязаны установить надежные и безопасные счетчики в каждой точке предоставления электроэнергии для регулярного снятия показаний счетчиков, составления счетов и установления эффективных методов сбора денег.
Для бытовых абонентов счетчики (приборы индивидуального учета) электрической и тепловой энергии приобретаются, устанавливаются и эксплуатируются за счет средств энергоснабжающей организации.
(В редакции Законов КР от 23 января 2009 года N 14, 30 ноября 2012 года N 188)
Статья 24. Меры, принимаемые в случае хищения
За хищение электро- и теплоэнергии, порчу приборов счета и изменение показаний, самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям и иные противоправные деяния электро-, теплоэнергетические предприятия и потребители несут установленную законодательством административную и уголовную ответственность, как за хищение собственности юридических и физических лиц.
Статья 25. Сроки рассмотрения тарифа
После предоставления предприятиями и организациями всех необходимых документов и расчетов на рассмотрение тарифов уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса в течение одного месяца должен принять решение. Повторно представленные документы по изменению тарифов должны рассматриваться уполномоченным государственным органом по регулированию топливно-энергетического комплекса не ранее шести месяцев.
(В редакции Законов КР от 10 августа 2007 года N 146, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 26. Стандарты бухгалтерского учета
Независимо от правовой формы или вида собственности либо организационно-правовой структуры деятельности все предприятия по выработке, передаче, распределению или продаже электро- или теплоэнергии должны вести свои бухгалтерские документы в соответствии с нормативными актами Кыргызской Республики, учитывая международные стандарты и практику бухгалтерского учета, и при необходимости предъявлять их на аудиторскую проверку, осуществляемую в соответствии с международными стандартами и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 27. Отдельное ведение документов бухгалтерского учета
Владельцы лицензий интегрированных предприятий должны вести документы бухгалтерского учета отдельно по каждому виду деятельности: по производству, передаче, распределению электроэнергии и теплоэнергии аналогично предприятиям, имеющим статус самостоятельного юридического лица.
Балансовый отчет предприятия (организации) представляют в уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 28. Охрана природы
В соответствии с нормативными актами Кыргызской Республики об охране природы все владельцы лицензий обязаны нести расходы, связанные с предотвращением или сведением к минимуму загрязнений, возникающих в процессе их деятельности.
Статья 29. Оценка воздействия на окружающую среду
При решении вопроса о выборе месторасположения для новой электростанции или гидроэлектростанции до выдачи разрешения на проведение строительства проводится оценка воздействия ее на окружающую среду. Отчеты об этом должны предоставляться общественности, а также проводится изучение общественного мнения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 30. Кризисные ситуации
В случае аварийных ситуаций и стихийных бедствий, а также при угрозе физической безопасности людей, установок либо взаимосвязанности систем Правительство Кыргызской Республики предпринимает необходимые меры защиты и может вводить временные ограничения на использование электроэнергии. Такие меры должны вызывать минимально возможные неудобства функционирования рынка электроэнергии и по объему не могут быть шире тех, которые строго необходимы для устранения неожиданно возникших кризисных ситуаций.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
Государственное, частное предприятие или любое иное лицо, нарушившие настоящий Закон, другие законодательные акты, лицензии, несут установленную законодательством материальную, административную и уголовную ответственность.
Привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности не освобождает их от возмещения нанесенных ими убытков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Энергоснабжающая организация несет ответственность за реализацию планов развития электросетей, своевременное и качественное проведение их ремонта и профилактики, за подготовку к работе в зимних условиях.
Статья 32. Разрешение споров
Разрешение конфликтов между двумя либо более государственными органами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в электроэнергетике, не должно наносить ущерб правам и льготам, предоставленным владельцам лицензий.
Если споры между иностранной и кыргызской стороной касаются толкования прав и обязанностей владельцев лицензий и не могут быть урегулированы мирным путем при помощи переговоров и посредников в течение трех месяцев, любая из сторон конфликта может принять решение о передаче его в международный арбитраж в соответствии с предварительным соглашением.
Уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса должен установить четкий порядок быстрого разрешения конфликтов, возникающих между клиентом, не имеющим выбора, и распределяющими предприятиями.
(В редакции Законов КР от 10 августа 2007 года N 146, 24 июня 2013 года N 98, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 33. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон ввести в действие со дня опубликования.
Опубликован в газете "Свободные горы" от 13 апреля 1996 года N 56-57
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
23 января 1997 года |
Подробнее:
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 30 октября 1996 года N 56
Об энергетике
(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 85, 23 мая 2008 года N 93, 23 января 2009 года N 14, 18 мая 2012 года N 60, 10 октября 2012 года N 170, 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145, 14 января 2015 года N10)
Настоящий Закон определяет основные принципы организации и регулирования хозяйственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе.
Действие положений настоящего Закона распространяется на все предприятия топливно-энергетического комплекса вне зависимости от их форм собственности.
Статья 1. Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс в Кыргызской Республике состоит из энергетических отраслей. Каждая энергетическая отрасль, а также осуществляемая в такой отрасли деятельность, регулируются положениями настоящего Закона и другими законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются повышение экономической эффективности и надежности функционирования топливно-энергетического комплекса, защита интересов потребителей и производителей.
Статья 3. Определения терминов
В настоящем Законе нижеперечисленные термины имеют следующие значения:
возобновляемые энергетические ресурсы - ресурсы, которые возникают естественным образом, постоянно возобновляются природой и могут быть преобразованы в энергию, включая геотермальную, солнечную, водную энергии и энергию ветра;
вторичные энергетические ресурсы - ресурсы, полученные при переработке первичных энергетических ресурсов с потерей части первичной энергии в процессе такой переработки;
деятельность в топливно-энергетическом комплексе - производство, транспортировка, передача, распределение, хранение, переработка, преобразование энергии, трансформация, торговля или продажа энергетических ресурсов и продуктов;
отрасль топливно-энергетического комплекса - составная часть топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтегазовая, электроэнергетическая и другие);
первичные энергетические ресурсы - ресурсы в естественном состоянии, которые могут быть использованы в качестве топлива (нефть, природный газ, горючий сланец, уголь, торф) и для получения иных видов энергии (ядерное топливо, водная, солнечная энергии, энергия ветра и геотермальных источников);
предприятия топливно-энергетического комплекса - предприятия, занятые одним или несколькими видами деятельности в топливно-энергетическом комплексе, включая естественных монополистов, независимо от их формы собственности;
соглашение о деятельности - соглашение между лицензиаром и владельцем лицензии, определяющее ожидаемые результаты усилий по повышению эффективности деятельности владельца лицензии;
топливно-энергетический комплекс - совокупность взаимосвязанных отраслей экономики, включающая государственные и негосударственные структуры, занятые в угле-, нефте-, газо-, тепло- и энергоснабжающих и потребляющих системах и территориальных подсистемах;
энергетические продукты - различные виды топлива, нефтепродукты, электро- и тепловая энергии, вырабатываемые из любых видов энергетических ресурсов;
энергосбережение - рациональное использование и сокращение потерь при производстве, преобразовании, транспортировке и потреблении энергии;
энергетические услуги - передача, распределение, продажа, хранение (кроме хранения электрической и тепловой энергии) и транспортировка энергоресурсов;
электрическая энергия - товар особого вида, характеризующийся одновременностью его производства и потребления, требующий постоянного, непрерывного и качественного поддержания его параметров в заданных пределах;
уполномоченный государственный орган по выработке политики в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергетики;
уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере энергетики - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять регулирование в сфере обеспечения технической безопасности, надежности и бесперебойности выработки, передачи, распределения и потребления электрической, тепловой энергии и природного газа, а также за эффективностью их использования;
уполномоченный государственный орган по регулированию топливно-энергетического комплекса - орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Кыргызской Республики осуществлять государственное регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса посредством лицензирования и установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ.
(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года N 93, 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 4. Государственная собственность на первичные энергетические ресурсы
Все первичные энергетические ресурсы, находящиеся на территории Кыргызской Республики, являются исключительной собственностью государства, и их использование, за исключением использования возобновляемых источников энергии, осуществляется на основании лицензии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 10 октября 2012 года N 170)
Статья 5. Форма собственности и форма деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса
Предприятия топливно-энергетического комплекса могут иметь любую организационно-правовую форму деятельности и виды собственности (государственную, муниципальную и частную).
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 85)
Статья 6. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в топливно-энергетическом комплексе
Правительство Кыргызской Республики определяет энергетическую программу и осуществляет контроль за реализацией данной программы в соответствии с настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами, не вмешивается непосредственно в производственную и хозяйственную деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса.
Функции Правительства Кыргызской Республики в сфере топливно-энергетического комплекса включают:
проведение единой государственной политики в топливно-энергетическом комплексе;
определение общей ценовой политики на продукцию топливно-энергетического комплекса;
установление экономически обоснованных и социально приемлемых механизмов цено- и тарифообразования;
принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в топливно-энергетическом комплексе;
осуществление контроля за надлежащим выполнением нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики, направленных на регулирование отношений в сфере топливно-энергетического комплекса;
предоставление и передачу имущественных прав и прав на использование водных, минеральных и иных энергетических ресурсов;
формирование общего рынка энергетических ресурсов в соответствии с принципами, установленными договорно-правовой базой Евразийского экономического союза;
оказание содействия в межгосударственной передаче электрической энергии в случаях, предусмотренных договорно-правовой базой Евразийского экономического союза.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 99, 14 января 2015 года N10)
Статья 7. Полномочия местных государственных органов в топливно-энергетическом комплексе
Взаимоотношения местных государственных органов и предприятий топливно-энергетического комплекса осуществляются в соответствии с законодательством и другими нормативными актами Кыргызской Республики.
Статья 8. Уполномоченные государственные органы
Уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики функционируют независимо от энергетических предприятий и не вмешиваются непосредственно в их производственную и хозяйственную деятельность. Функции указанных уполномоченных государственных органов определяются Правительством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 19 июля 2014 года N 145)
Статья 9. Функции уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области энергетики
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года N 99)
Статья 10. Исполнительный совет
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 19 июля 2014 года N 145)
Статья 11. Финансирование уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области энергетики
(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 24 июня 2013 года N 99)
Статья 12. Доступ к информации
В целях обеспечения выполнения своих функций и осуществления задач уполномоченные государственные органы по выработке политики в сфере энергетики, регулированию топливно-энергетического комплекса и надзору и контролю в сфере энергетики в пределах своих полномочий имеют свободный доступ ко всем документам предприятий топливно-энергетического комплекса.
(В редакции Законов КР от 24 июня 2013 года N 99, 19 июля 2014 года N 145)
Статья 13. Национальная энергетическая программа
Национальная энергетическая программа (НЭП) разрабатывается Правительством и одобряется ЖогоркуКенешем Кыргызской Республики.
Целями НЭП являются определение основных направлений развития каждой отрасли топливно-энергетического комплекса, что включает в себя сохранение и эффективное использование энергоресурсов, повышение эффективности систем топливо- и энергоснабжения, энергосбережения, использование экологически чистых видов топлива и сохранение окружающей среды, проведение структурных преобразований, решение инвестиционных, ценовых, налоговых и других вопросов в области энергетики, топливной промышленности и научно-исследовательских работ.
(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 85)
См.:
постановление Правительства КР от 13 февраля 2008 года N 47 "О проекте Национальной энергетической программы Кыргызской Республики на 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года"
Статья 14. Охрана природы
Все виды предполагаемой деятельности в топливно-энергетическом комплексе предварительно рассматриваются и оцениваются компетентными государственными органами с точки зрения их влияния на окружающую среду и осуществляются после их положительного заключения.
Статья 15. Пользование землей и недвижимостью
Владелец лицензии имеет право вести производственно-хозяйственную деятельность на выделенном земельном участке с использованием недвижимого имущества, находящегося в собственности государства, административно-территориальных единиц, или иной собственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 16. Ответственность
Владелец лицензии несет ответственность и обеспечивает качество электрической энергии на границе собственности, отвечающее требованиям государственного стандарта.
Владелец лицензии несет ответственность за нанесенные владельцу или пользователю недвижимого имущества, другим потребителям энергоресурсов, охране природы и экологии убытки, причиненные при осуществлении деятельности в области энергетики, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Правительство Кыргызской Республики несет ответственность за обеспечение компенсационных выплат на энерготопливо для малоимущих граждан, а также за решения уполномоченных государственных органов по выработке политики в сфере энергетики и по надзору и контролю в сфере энергетики, ухудшающие социально-экономическое положение республики.
(В редакции Законов КР от 23 мая 2008 года N 93, 24 июня 2013 года N 99)
Статья 17. Общие принципы
Правительство Кыргызской Республики стимулирует и создает стабильные и благоприятные условия для инвестиций в топливно-энергетический комплекс.
Статья 18. Привлечение инвестиций к производственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе
Для стимулирования развития и прогресса в области производства, транспортировки, распределения и снабжения энергопродуктов в настоящем Законе признается роль частных юридических либо физических лиц в данных отраслях и обеспечивается максимальное предоставление им выгодных условий в соответствии с их ролью и вкладом.
Статья 19. Страхование
Инвесторам разрешается в рамках их инвестиций в топливно-энергетический комплекс размещать в местных и иностранных страховых компаниях необходимые для их инвестиций виды страхования. Правительство Кыргызской Республики в отношении их не вводит никаких ограничений, не вмешивается и не воздействует на сроки и другие условия такого страхования.
Статья 20. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня подписания.
Президент Кыргызской Республики |
А.Акаев |
|
Принят Законодательным собранием ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики |
17 октября 1996 года |
Подробнее:
Наши контакты:
720070, г.Бишкек, пр.Жибек-Жолу, 326
+996 (312) 66-10-01 (приемная)
+996 (312) 66-16-09 (факс)
+996 (312) 67-03-35 (пресс-служба)